При разработке ценностей необходимо абстрагироваться от продукта и искать там, где может быть создать новый уникальный опыт для потребителей. Это может быть новый дизайн, новая легенда, «пробелы» конкурентов и рыночных ниш на стыке с вашим продуктом. Например, создавая «iTunes» и «iPod», Стив Джобс выяснил, что Napster создала гигантский рынок музыки для скачивания, причем никто, ни сама Napster, ни другие компании не были «user friendly» в своих интерфейсах и продуктах. Использовав свои технологии и бренд, Apple произвела колоссальный выстрел, достигнув сердец потребителей, создав реальную ценность продукта.
Операции, создающие ценность, подразделяются на несколько уровней:
- Стратегический уровень. Исходит из того, как компания себя должна позиционировать и как она контролирует создание и передачу продукта потребителю (проходит через цепочки ценностей поставщиков, дистрибуторов, служб доставки и пр.)
- Внутрифирменный уровень. Отражает процессы внутри компании на всех уровнях. Очень хорошо на этом уровне применять CRM, ERP, которые помогут разработать новые элементы в цепочке создания ценности. Автоматизация процессов (снабжения, маркетинга и продаж) значительно помогают нарастить потребительскую ценность продукта. Это происходит за счет влияния на учет запросов потребителей (и создания уникальных потребительских свойств продукта), сроки оказания услуг (обработки заказа или производства и доставки продукта), снижение издержек, повышение качества клиентского сервиса, снижение стоимости.
- Потребительский уровень. Цепочка создания ценности состоит из двух компонентов: цепочки поставок и потребителя. Ориентируясь на высокий уровень потребителя, его образованность и желания, разрабатываются дополнительные ценности продукта.
Подводя итоги, хочется отметить, что цепочка создания ценности опирается на много факторов, среди которых сама компания и ее сотрудники, партнеры и поставщики, процессы, информация и технология. Влияя на каждый из этих элементов можно разработать уникальный продукт с огромной потребительской ценностью. Для разработки также надо учитывать, что должны быть благоприятными и факторы внешней среды, отраженные на рисунке.